Мы всегда слишком сужаем границы своей личности! Мы причисляем к своей личности всегда только то, в чем усматриваем какую-то индивидуальную, какую-то отличительную особенность. Но состоим то мы из всего, что есть в мире, каждый из нас; и точно так же как наше тело носит в себе всю родословную развития до рыб и еще дальше назад, так и в душе у нас содержится все, чем когда-либо жили души людей. Все боги и черти, которые были когда-либо, будь то у греков, китайцев или у зулусских кафров, все они в нас, все налицо как возможности, как желания, как выходы из положения. Если бы вымерло все человечество и остался один-единственный, сколько-нибудь способный ребенок, которого ничему не учили, то этот ребенок снова обрел бы весь ход вещей, снова смог бы создать богов, демонов, рай, заповеди и запреты, ветхие и новые заветы — решительно все.
... Я люблю слушать музыку, только такую, совершенно безусловную музыку, при которой чувствуешь, что тут человек потрясает небо и ад. Музыку я очень люблю, думаю, потому, что в ней так мало нравственности. Все другое нравственно, а я ищу чего-то иного. От нравственности я всегда только страдал. Я не умею хорошо выражать свои мысли... Знаете ли вы, что должен существовать бог, который одновременно и бог, и дьявол? Такой бог будто бы был, я слышал об этом.
И все говорили одно и то же, все говорили то, что было и у музыканта в душе: тоска, проникновенное приятие мира и буйный разрыв с ним, жгучая напряженность вслушивающегося в собственную душу, опьянение отдающегося и глубокое любопытство к чудесному.
... ხომ საოცრად მშვენიერია მამაკაცის და ქალის თავი, როცა ამას მშვიდად, ყურადღებით აკვირდები. ბუნებაში არსებული ეს საერთო ჰარმონია ელფერების რაღაც წვრილმანი, ულაზათო კოპირებით ირღვევა და იკარგება. ხოლო მისი შენარჩუნება შეიძლება პარალელურ ფერთა გამით, რომელიც იქნებ ნატურასთან შედარებით ზუსტი არც იყოს. საჭიროა, ლამაზ ტონებს გონივრულად იყენებდე, ლამაზ ტონებს, პალიტრაზე რომ თავისთავად ფერებს იძლევა. ვიმეორებ, ამოსავლად საკუთარი პალიტრა გქონდეს, ჰარმონია ფერებისა შენებურად უნდა გესმოდეს - ეს ბუნების მონური და მექანიკური გადმოხატვა აღარ იქნება.
ავიღოთ ახლა სხვა მაგალითი: ვთქვათ, შემოდგომის პეიზაჟის დახატვა მინდა - ხეებს რომ ფოთლები გაჰყვითლებია. აბა, მითხარი, რა აზრი აქვს ჩემი პალიტრის ყვითლისა და ფოთლების ფერის აბსოლუტურ შესატყვისობას, თუ მთელ პეიზაჟს ისე აღიქვამ, როგორც ყვითლის სიმფონიას? რა თქმა უნდა, ძალიან მცირე. ბევრი რამ, თითქმის ყველაფერი, განისაზღვრება მხოლოდ იმით, რანაირად და როგორ აღვიქვამ ერთ ოჯახში შემავალ ტონთა უსაზღვრო და უსასრულო მრავალგვარობას. მეტყვი, ეს ძალზე სახიფათო გადახრააო რომანტიზმისკენ, "რეალიზმის" ღალატიაო, გონებით ხატვა, ფერმწერის პალიტრის სასარგებლოდ ბუნების ფერთა უგულებელყოფა. რა გაეწყობა, დაე, ასე იყოს...
Когда люди ищут Неизменного, Неопределимого, Непроявленного, Всепроникающего, Немыслимого, Вершины «я», Недвижимого, Вечного – равного в разуме всему, настаивающего на благе всех существ, они приходят ко мне.
Животные - это живая лаборатория, в которой Природа, можно сказать, выработала человека. Человек же сам вполне может стать живой мыслящей лабораторией, в которой с помощью его, теперь уже сознательного сотрудничества, Природа хочет создать сверхчеловека, бога.
В нашем мире ошибки всегда рукотворны и являются первопроходцамы Истины; ибо ошибка - это в действительности полу-истина, спотыкающаяся в силу своей ограничённости; зачастую это Истина, которая надевает маски для того, чтобы незаметно подойти к своей цели.
Когда при мне утвеждают, что человек тем счастливее, чем меньше способен чувствовать, я вспоминаю индийскую поговорку: "Лучше сидеть, чем стоять, лучше лежать, чем сидеть, а ещё лучше быть мёртвым".
Her own thought of what life could be like, was all she would ever have of the world she had wanted. Only the thought of it - and a few rare moments, like a few lights reflected from it on her way - to know, to hold, to follow to the end...